Дидактические игры

Дидактические игры
   — специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Системы Д.и. впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начального обучения - О. Декроли. В отечественной педагогической практике в 1940-50-е гг. Д.и. рассматривались преимущественно как форма работы в дошкольном воспитании. В 60-70-х гг. Д.и. стали применяться не только в начальных, но и в средних классах. Введение обучения с 6-летнего возраста (70-80-е гг.) стимулировало использование Д.и. в учебном процессе. С 80-х гг. широкое распространение получили деловые игры. Специфическим признаком Д.и. является сочетание условного игрового плана деятельности учащихся с её учебной направленностью (преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата). Д.и., как правило, ограничены во времени, игровые действия подчинены фиксированным правилам. В рамках Д.и. цели обучения достигаются через решение игровых задач.
   Для практики дошкольного воспитания важно развивающее воздействие Д.и.: развитие двигательного аппарата, психомоторики, навыков поведения в соответствии с правилами. Особое место Д.и. занимают в ознакомлении дошкольников с окружающим миром.
   В обучении младших школьников, как правило, применяются игры с заранее очерченным ходом игровых действий и чётко выраженным "обучающим" началом, связанным с передачей и применением знаний, упражнениями. В начальной школе Д. и. принимают форму игровых приёмов обучения, игровых моментов урока и т.д. В средней школе Д.и. проводятся обычно в целях повторения, закрепления и проверки усвоения пройденного (диктанты-соревнования, кроссворды, "путешествия" по географической карте, ролевые игры, драматизации и пр.).
   Перспективным является применение Д.и., основанных на имитации и моделировании реальных или гипотетических жизненных ситуаций. Для этих игр характерно не только познавательное, но и мировоззренческое и эмоционально-личностное воздействие. Компьютерные игры становятся средством формирования у детей компьютерной грамотности, ознакомления с языком программирования, формирования навыков работы на ЭВМ (см. Компьютеризация обучения). В школе компьютерные игры применяются не только при обучении математике, но и в дисциплинах естественно-научного и гуманитарного циклов. В высшей школе используются компьютерные игры-имитации, позволяющие моделировать сложные процессы, например, в политике, экономике, управлении производством и т.д. Деловые игры, основанные на воспроизведении, имитации или моделировании производственных ситуаций и отношений, направлены на приобретение опыта эффективного решения реальных профессиональных задач. Эта разновидность Д.и. применяется в высшей школе, производственном обучении, в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 71)
   — коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
   (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 415)
   См. также Игра
   Ч312.5

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Дидактические игры" в других словарях:

  • Дидактические игры — Дидактические игры  это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из… …   Википедия

  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ — специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Системы Д. и, впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем, М. Монтессори, для нач. обучения О. Декроли. В отеч. пед. практике в 40 50 е гг. Д. и, рассматривались… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • детские дидактические игры — didaktiniai vaikų žaidimai statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Ramūs vaikų žaidimai, lavinantys išradingumą, atmintį, muzikinę klausą, pastabumą. atitikmenys: angl. didactic games vok. didaktische Spiele rus. детские… …   Sporto terminų žodynas

  • Игры детские —         вид активной деятельности детей, заключающийся обычно в воспроизведении ими окружающей жизни, главным образом действий взрослых и отношений между ними.          И. д. социальны по своему происхождению, по своей природе и, следовательно,… …   Большая советская энциклопедия

  • ИГРЫ ВИДЫ — существуют различные классификации игр; традиционно принято различать сюжетно ролевые, или творческие, игры и игры с правилами, к которым относят подвижные игры, дидактические и настольные, или интеллектуальные, игры, музыкальные, игры дра… …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Игры в обучении — это метод и форма организации обучения. По своей сущности игра является особым видом деятельности, состоящим в воспроизведении (имитации) разнообразной другой деятельности, в том числе и профессионально производственной. Игра в обучении… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Игры компьютерные дидактические и развивающие — игровые программы для персональных компьютеров, имеющие обучающий и развивающий характер. Представленные в нескольких видах (абстрактно логические, сюжетные, ролевые), компьютерные игры расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный… …   Педагогический словарь

  • ДЕТСКИЕ ИГРЫ — занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязат. характера, доставляющие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата. Манипуляции малыша с погремушкой, «воспитание» кукол, «строительство» песочных и снежных городов,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Игрушка — У этого термина существуют и другие значения, см. Игрушка (значения). Плюшевый мишка  одна из самых популярных игрушек …   Википедия

  • Степанова, Ольга Алексеевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Степанова. Ольга Алексеевна Степанова Главный редактор журнала «Логопед» Ольга Алексеевна Степанова  российский учёный. Биография Степанова Ольга Алексеевна – кандидат… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»